Телефон: +7 (913) 255-42-63
Эл. почта: info@trezv-rubtsovsk.ru
05.01.2015

ГАДЫ И РЕТРОГРАДЫ

Это бесспорно, что мир в сущности своей противоречив и что утверждение – мать отрицания, а отрицание – мать утверждения. Есть множество истин очевидных, и есть очевидное, но ложное.

Невесть сколько блуждает по миру бомжеватое, безродное утверждение – «запретный плод – сладок». И случалось, привечали его иные в головах своих, как гостя значимого и важного, но никто, насколько мне известно, не поспешил ни усыновить этот выкидыш незрелого ума, ни утвердить с помощью достойной аргументации его право на существование.

Так оно и понятно: множество броских фраз слетает порой с языка нашего, и – чудо, как изысканы, эпатажны и свежи, но… поди-ка, на полном серьёзе подведи под них логическое обоснование!

«Запретный плод сладок»… Ну, а не запретный? Например, дичка, висящая в изобилии там да сям?

Если верно, что «запретный плод сладок», то ведь верно и обратное – «всё не запретное – горчит».

«Не убий!» – взывает третье тысячелетие Ветхий Завет, но… не носится иудействующая братия с маниакальной мыслью – как бы, где бы кого бы примочить?!.. Хуже того – проповедует: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». (Левит 19:18). Впрочем, «Лучший из гоев достоин смерти» (Абода Зара) – это она тоже проповедует…

Запретный плод бывает сладким только в одном случае – когда находится сволочь, которая методично вдалбливает в человеческую голову идею о горечи запрета. Если же люди определили для себя нечто, как естественно потустороннее, и потому, как само собою разумеющееся – нет ни горечи, ни сладости. Есть лишь твёрдое «нельзя», потому что «так надо». И не рвутся разумные на поля минные, на далёкий асфальт из распахнутых окон, на полосу встречного движения, не карабкаются вверх по столбам, мимо таблички «Не влезай! Убьёт!»… Разумный разумное разумеет. И не искушает Господа Бога своего.

Влечёт человека не табуированное, но тайное, неизвестное, неизведанное.

Вспомните, какие плоды было сказано Адаму не есть? Плоды с древа познания добра и зла. И ходили люди мимо, но… до тех пор ходили, пока гад ползучий – наихитрейший змей – не стал нашёптывать: «…вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Нормальный человек относится к здравым ограничениям нормально, то есть с пониманием. Пока не явится некто из колена Гадова: вкусите пива, вкусите вина и водки, и будете вы, как боги…

Если нет запрета, значит, всё позволено, и – нет Бога. И каждый сам себе бог и конституция. Но, в таком случае, и вашим близким позволено всё. В том числе, отнять у вас вашу свободу, ваш хлеб и вашу божественную, единственную жизнь? Не тогда ли «тварь дрожащая» вспоминает про участкового и слёзно жалуется на царящий беспредел, на произвол и хаос?..

Было так: пребывающие в хаосе, – взаимодействующие и противоборствующие, – неизбежно пришли к общественному договору через ограничение своих свобод и обуздание своих желаний и воль. И появилась ответственность Власти, и законопослушание Народа, и расцвела культура, и от каменного топора человечество шагнуло к высотам научно-технического совершенства…

Было так.

И был Хаос – отцом порядка и гармонии. Но зачем же разрушать гармонию, отказываться от порядка, восстоящего на запретах? Чтобы опять вернуться к животному состоянию диких племён, к обезьяньему царству, к существованию бессмысленному и позорному?

Евгений Батраков,

декабрь 2006 г., «Феникс», №1, январь 2007 г.