Телефон: +7 (913) 255-42-63
Эл. почта: info@trezv-rubtsovsk.ru
07.02.2017

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодёжи и подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер.

В последние годы в России просматривается существование налаженной системы вовлечения в употребление алкоголя, табака и других наркотиков детей и подростков. Например, как расценивать ставшие регулярными рок-фестивали типа «Нашествие», собирающие под свои шатры до 50 тыс. человек? Или, что ещё хуже, «пивные фестивали»? Вот уж воистину, пир во время чумы.

Влияние СМИ можно рассматривать в двух основных аспектах: прямая пропаганда зависимостей (например, реклама различных «пивных фестивалей») и скрытая пропаганда (например, документальные фильмы и передачи, «антиалкогольной» и «антинаркотической» направленности).

Помимо рекламы «фестивалей пива» и различных рок-фестивалей с бесплатной раздачей яда можно говорить о прямой рекламе алкоголя. Настойчивая, а ещё лучше сказать – агрессивная реклама пива уже сделала его алкогольным изделием номер один у россиян и других славянских народов. Стереотип, будто бы пиво – это безобидная жидкость, а также увеличивающиеся с каждым годом объёмы продаж этого зелья делают своё дело – людей, пристрастившихся к пиву, становится всё больше. Учёные, исследующие эту проблему, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку среди них нет безвредных. Пиво, как и любую другую алкогольную смесь, по объективным причинам нельзя называть пищевым продуктом или «напитком», поскольку термин «напиток» маскирует истинную сущность ядовитой смеси и способствует утверждению в сознании программы, заставляющей человека отравляться.

Вопреки этой научной истине производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем утверждением, что пиво – слабоалкогольная, якобы безвредная и чуть ли не полезнаяжидкость.

Если с прямой пропагандой всё более-менее ясно, то скрытая вызывает больше всего непонимания и вопросов. Для начала, давайте рассмотрим основные моменты скрытой рекламы на примере документальных передач «антиалкогольной», либо «антинаркотической» направленности.

В общественное сознание внедряется миф о, якобы, многовековой традиции самоотравления табачно-алкогольными ядами. Известно, что слово «традиция» вызывает в сознании ассоциации с чем-то правильным и нерушимым. Здесь в пример приводится использование различных алкогольных и наркотических веществ в ритуалах и обрядах.

Ещё один миф, внедряемый СМИ в общественное сознание, это миф о полезности наркотических веществ. Думаю, многие не раз слышали о «пользе» рюмочки перед едой, о повышении аппетита, о содержащихся в вине витаминах, об использовании наркотических веществ в медицине.

Следующий миф: наркомания – явление, созвучное морали и культуре. Рассказываются истории о музеях конопли и водки, о существовании образовательных учреждений, в котором читаются лекции по использованию наркотиков. Так, наркомания выводится из ряда «безнравственных явлений» и возводится в ряд возвышенных, достойных запечатления в культуре.

Вышеперечисленные мифы закрепляются ещё одним: алкоголь и другие наркотики не мешают нормальному образу жизни. Показываются кадры о том, что алкоголь можно употреблять по праздникам, после тяжёлого рабочего дня. Наркоманы рассказывают, как вошли в колею нормальной жизни, теперь они работают, а наркотики принимают только после работы. Таким образом, наркомания становится «необходимой» частью созидательного образа жизни.

Ещё один приём – манипуляция с помощью контекста – помещение слов, означающих наркотические вещества в привычный всем контекст «еда». Сейчас даже в современном законодательстве алкоголь представлен как пищевой продукт. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» за N 29-ФЗ от 2 января 2000 года, в ст. 1 утверждает, что алкогольная продукция (в том числе пиво) является пищевым продуктом; федеральный закон N18-ФЗ от 7 января 1999г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ст. 2), утверждает, что «алкогольная продукция – пищевая продукция»). СМИ «делают» наркотик съедобным, его цена зависит от качества (как у любого продукта).

Манипулятивное внедрение образа в подсознание за счёт ассоциаций и повтора. Названия наркотиков постоянно, навязчиво соединяются со словами, вызывающими положительную реакцию. Вот эти контексты: «кайф», «полетать», «мультики посмотреть», «расслабиться». Эффект этих слов, в отдельных передачах, усиливается видеорядом – картинками солнечных райских островов, порождённых галлюцинацией.

Использование музыкального сопровождения. В документальных фильмах фоном звучат мелодичные песни примерно такого содержания: «Эта песня о зелёном, красивом и очень полезном растении. Конопля, Голландия или Недервид, да, да, да, нет, да». Известно, что музыка имеет огромный гипнотический потенциал, зритель невольно запоминает красивую песню, и, напевая её, продолжает процесс воздействия на собственное сознание.

Скрытые приёмы манипуляции сознанием соседствуют с полуоткрытыми, почти агитационной направленности. Например, даются подробнейшие инструкции по производству и изготовлению наркотиков, соблазняющие зрителя перспективой огромных прибылей. Также подробно рассказывается о способах перевозки наркотиков и способах его распространения среди российских школьников. Приводятся и колоссальные цифры – суммы прибылей от удачной перевозки.

Использование формулировок, с частицами «не»: «не употребляйте», «не пейте». Как известно, мозг сначала обрабатывает само слово: «употребляйте, пейте», частица «не» воспринимается лишь сознанием, что при этом попадает в подсознание нетрудно догадаться. Таким образом, правильнее говорить о трезвости, как естественном творческом состоянии человека.

Теперь давайте поговорим о скрытой рекламе в художественных фильмах. Какими же методами и приёмами достигается нужный эффект, как записываются в общественное сознание различные установки и схемы поведения?

Начнём, пожалуй, со старых советских фильмов. Ни один из них не обходится без сцен потребления спиртных разведений. Это обязательно праздник, торжественное мероприятие, люди потребляют, «общаются», «веселятся». Всё выглядит достаточно мило и безобидно. Но давайте посмотрим на это другим взглядом. Во-первых, это скрытая реклама алкоголя. Почему? В общественное сознание внедряется миф о «необходимости» наличия алкогольсодержащих жидкостей на празднике, торжестве, юбилее. Во-вторых, такие фильмы учат детей и молодёжь тому, что отравляться алкоголем можно, мало того, в определённых ситуациях просто «необходимо». Вся опасность здесь заключается в том, что старые добрые советские фильмы о честных тружениках, учителях, строителях воспринимаются как нечто несущее лишь доброе и светлое, не возникает критической оценки поступающей информации. Модели поведения героев фильма во время застолий напрямую записываются в подсознание зрителей, копируются.

Можно выделить ещё один тип фильмов, в которых порицается алкоголизм, алкоголики. Им противопоставляются честные труженики, которые «могут позволить» себе самоотравление по праздникам. Как говорится, «сделал дело – гуляй смело». То есть в общественное сознание внедряется миф о том, что отравляться можно, главное знать меру. Истинный выбор между трезвостью и самоотравлением скрывается.

Ну и последний тип советских фильмов, которые хотелось бы назвать – это фильмы, откровенно высмеивающие алкоголь и алкоголиков. Типичный пример – фильм «Самогонщики». На экране – любимые герои-комики смешно обыгрывают ситуацию с производством самогона. Как известно, если посмеяться над проблемой, для зрителя она становится как бы ненастоящей, игрушечной. Её значение принижается.

В современные художественные фильмы, помимо сцен с потреблением спиртосодержащих жидкостей, добавлены сцены с изготовлением, сбытом, потреблением наркотиков. Выходят специальные фильмы о «борцах с наркомафией», идёт постоянное упоминание о наркобаронах и колоссальных прибылях, которые они получают от продажи.

Немаловажно так же учитывать образы героев фильма и актёров, их играющих. На экране зритель видит стильно одетых людей, они потребляют, «веселятся». Подсознание рисует образ успешного человека, у которого обязательно присутствуют дорогие марки спиртосодержащих жидкостей.

Кроме того, нужно учитывать и социальный статус героя фильма. Например, это врач или учитель. Основная задача врача – здоровье людей. Подразумевается, что врач знает о здоровье всё. И вот с экрана зритель видит врача, отравляющегося табачно-алкогольными ядами. Или учитель, который воспринимается в обществе, как человек, несущий знания. И по сюжету фильма он также принимает участие в застолье, отравляется алкоголем. Всё это также откладывается в подсознании детей и молодёжи.

Почему такое положение вещей возможно в современном обществе? Основную роль играют пробелы в законодательстве, развязывающие руки недобросовестным работникам СМИ.

В связи свыше изложенным, становится понятным, что роль СМИ в вопросах формирования различных интоксикантных зависимостей является определяющей. Соответственно, деятельность СМИ в этом направлении должна быть взята под жёсткий контроль государства и общества. Для чего должна быть разработана соответствующая законодательная база.